Юрий Мороз - Школа Своего Дела
Хочу начать эту статью с объяснения разницы, между понятиями бизнес и дело
(свое Дело). Без объяснения этой разницы достаточно трудно понять концепцию
ШСД (ШКОЛА СВОЕГО ДЕЛА).
Бизнес это некоторая деятельность, приносящая доход. Часто она, так или иначе,
юридически оформлена, но может вестись и без юридического оформления.
Дело (Свое Дело) это деятельность, отражающая уникальные особенности (способности)
Человека. И ведущаяся не из "корыстных соображений", а потому, что
есть внутреннее побуждение к ней (хочется это делать).
Тезис
Концепция Школы своего Дела предполагает, что бизнес является (и должен являться)
следствием своего Дела.
Сразу отвечу на возможный вопрос. Что делать, если пока непонятно, что есть
свое Дело?
Отвечаю: "Жить" - Работать, создавать бизнес (бизнесы), но не забывать, что нужно всё-таки найти
свое Дело на этой земле.
Кстати говоря, без проверки на практике невозможно понять, что твое, а что
нет. Познание себя, своих сильных и слабых сторон значительно повышает способность
человека к достижению целей. Но и сама цель должна соответствовать Вашей личности.
Если Вы выберете очень привлекательно внешне выглядящие цели, но неподходящие
Вам лично, произойдет простая вещь: у Вас начнет по ходу иссякать интерес к
этой цели и просто не хватит сил, энергии для достижения поставленной цели.
Правильно выбранная цель создает настроение, когда на работу Вы идете как на
праздник, а вечером с работы с чувством выполненного долга и в хорошем настроении.
А если даже и никуда не идёте, внутреннее состояние такое же хорошее.
Кому-то может повезти и он с рождения знает, что есть его Дело, и если есть
такое желание, то его задача построить бизнес вокруг того, что он делает. Такой
человек получает удовольствие от работы, занимается любимым делом, у него нет
начальников, и также он имеет вполне устраивающий его уровень жизни. Другим
может достаться более тяжелая доля. Например, иметь вполне достаточные или даже
больше чем нужно, доходы, но при этом каждый день тащиться в офис как на каторгу.
Может быть еще вариант нелюбимой и малооплачиваемой работы. Но о таком варианте
и думать не хочется. Другие варианты можете при желании смоделировать сами.
В нашем случае мы исходим из того, что поиск своего Дела и создание бизнеса
идет параллельно. Вы ищете те сферы, которые Вам больше нравятся и, кроме того,
пробуете в них создать свой бизнес. Желательно, конечно, чтобы понимание, что
есть свое Дело, опережало создание своего Дела. Хотя если это не так, это не
фатально. Можете перепрофилировать свой бизнес или заниматься в нем тем, что
вам нравится, а остальное делегировать другим или просто создать еще один бизнес,
пользуясь ресурсами существующего, а затем первый ликвидировать (или нет).
Если посмотреть на людей любых вероисповеданий, партийных принадлежностей,
национальностей и так далее, сумевших создать свой бизнес, то легко можно увидеть,
что они уверены в себе больше, чем остальное большинство, они не боятся принимать
решения, действовать в условиях острого недостатка информации, умеют сами ставить
себе цели и так далее. Все перечисленное есть следствие некоторых базовых принципов,
которые впитываются каждым человеком, что называется, с молоком матери и поэтому
никто и не помнит, когда и где он этому учился.
Эти базовые принципы можно назвать также по-другому приоритеты или принципы.
У каждого они есть. Например, что выбирает человек чаще всего:
- журавля в небе (перспективу) или синицу в руках?
- Честность или выгоду?
- Хитрость или откровенность?
- Быть первым или вторым?
- Нести ответственность самому или помогать кому-то, кто будет за все отвечать?
- И так далее.
Мировоззрение не меняется волевым усилием. Нельзя решить, "с завтрашнего
дня я буду выбирать журавля!". Принципы, приоритеты формируются у человека
постепенно и взаимосвязаны друг с другом и, поэтому, изменение одного принципа
ничего не даст, скорее наоборот, создаст внутренний конфликт. Более того, прежде
чем менять, нужно точно знать, что Вам это действительно нужно.
Изменение собственного мировоззрения и есть один из аспектов работы над собой.
- Первый этап изменения это осознание тех стереотипов, которые имеются.
- Второй этап выработка идеала, к которому будешь стремиться.
- И только третий постепенный переход от существующего положения к идеалу.
Предприниматель не является для меня идеалом, но, я думаю, что это некоторый
промежуточный пункт на пути, который бесконечен. Когда Вы достигнете этого пункта,
Вам захочется узнать что дальше. А может и не захочется.
Но это уже совсем другая история.
И еще один момент.
Очень важным отличием предпринимателя от, например, специалистов, заключается
в том, что специалист СНАЧАЛА загружается знаниями из книг или устного общения,
а затем использует те знания, которые накопил, в работе или излагает их другим.
Предприниматель же, выдает то, что он ниоткуда не получил. То есть, выдавая
наружу информацию, он не пользуется памятью. Точнее, не в первую очередь, памятью.
Предприниматель СОЗДАЕТ новую информацию. Как он это делает? Он изучает существующую
ситуацию, накладывает на нее свои принципы и приоритеты и в результате создает
решение. Этого решения чаще всего он не знал заранее, он его создал, сотворил,
синтезировал. Но мало того, что он его сам создал, он еще и доверяет собственному
выводу и без сомнений дает своему решению, идее ход. Многие люди и придумывают
что-то, но боятся дать ход своим мыслям, пока не получат чужого одобрения. А
так как люди намного больше любят критиковать, а не одобрять, то и большинство
идей неуверенных в себе людей не находят воплощения. Человек находит свое Дело
внутри себя и там же он находит ответы на многие вопросы, связанные с этим делом.
Разумеется, возникает множество вопросов имеющих специальный характер и приходится
прибегать к помощи книг или специалистов, но это уже вторично. Первичную информацию
предпринимателю приходится создавать самому. Что делать, как это делать, учитывая
существующие обстоятельства, как решать те или иные проблемы, как действовать
в случаях форс-мажор и так далее. Это все в высшей степени творческие задачи
и ответ на них в учебниках не найдешь.
Но подведем итоги.
Предприниматель это человек, имеющий определенное мировоззрение. Изменения
мировоззрения нельзя получить, получая знания, а можно только работая над собой,
в том числе и в первую очередь путем практических шагов в собственной жизни.
Изложить коротко мировоззрение невозможно и, более того, не имеет смысла. Так
же, как не имеет смысла для этого изучать некоторые философские системы. Нужно
не изучать, а жить так, как описывает философская система.
А что нужно для этого?
Во-первых, мужество, а во-вторых, желание. Не имея первого и второго, любое
изучение мировоззренческих вопросов только загрузит Вашу память, но ничего не
изменит в Вашей жизни. А нужно ли менять Ваше мировоззрение, а если нужно, то
на какое это вопрос, на который я ответить не смогу.
Это решать Вам.
Позволю себе лишний раз утверждение о том, что ключевым для предпринимательского
успеха понятием является мировоззрение. При этом, наверняка, найдется множество
людей, которые спросят, а как же знание экономической науки, умение составлять
бизнес-планы, бухучет, маркетинг, и, наконец, не только знание теории управления,
но и умение управлять.
Ответ такой. Есть два подхода.
- Мировоззренческий.
- С точки зрения специальных знаний.
В физике также известно два подхода. Корпускулярный и волновой. Свет может
быть описан как поток частиц (фотонов) или как электромагнитная волна. Один
подход точнее описывает (моделирует) поведение света в одних условиях, другой
в других.
Мировоззренческий подход дает ответ на вопрос: КАК НАЧАТЬ Своё Дело и как управлять
им ЦЕЛИКОМ. Подход с точки зрения специальных знаний описывает, как разбить
бизнес (уже существующий бизнес) на отдельные части, элементы, как обсчитывать,
моделировать, контролировать и управлять этими частями. Но не дает ответа на
вопрос, как создать эти части и как объединить. Как сделать единую систему из
набора разрозненных специальных знаний. Как выбирать в каждой конкретной ситуации,
что важнее, например: экономия денег, темпы роста размеров компании, доля рынка,
создание новых направлений и так далее.
Вы скажете: ВСЕ!!?
Так не бывает. На все не хватит, сил, энергии, времени, ресурсов, наконец, ума.
Все же надо продумывать и продумывать тщательно. Придется все равно выбирать.
Так вот. Мировоззрение предпринимателя, которое ему нужно выработать и затем
развивать, является основой для того, что называется корпоративной культурой.
Некоторой внутренней философией фирмы.
Есть мировоззрение (корпоративная культура) фирма действует как единая система.
(Как электромагнитная волна).
Нет мировоззрения фирма распадается на отделы, а то и отдельных людей, которые
начинают сталкиваться друг с другом, конфликтовать, спорить, возникают интриги
и энергии на продвижение вперед не остается. Вся она бесполезно гасится внутри
фирмы.
Мировоззрение определяет, кого брать на работу, а кого нет, с каким партнером
иметь дело, а с каким нет. Люди подбираются по общности взглядов на мир (воззрений
на мир) и так как у них более или менее сходные общие подходы им не приходится
спорить по частным.
Представляете себе совместную работу двух авиаконструкторов, один из которых
проектирует маленький спортивный самолет, а второй тяжелый транспортник, и они
пытаются внедрить все решения в одном проекте? С тем, что такое сплошь и рядом
происходит в бизнесе, вряд ли будет спорить тот, кто имел отношение к принятию
стратегических решений своей или чужой фирмы.
Из сказанного ясно, что если приступить, сразу начиная с конкретных вопросов,
то грубейших ошибок не избежать.
Конкретные вопросы подробно описаны в тысячах и тысячах книг, информацию об
этом можно найти на тысячах и тысячах сайтов в Интернет. Но какие книги выбрать,
как объединить отдельные части в систему, не может сказать ни одна из частных
систем знаний. Только САМАЯ ОБЩАЯ система знаний может дать ответ на этот вопрос.
Что эта за самая общая система знаний? Это личное мировоззрение. Оно, конечно,
тоже имеет некоторый корневой, сущностный элемент, на который нанизывается все
остальное. Так как люди достаточно сильно отличаются друг от друга, то в качестве
этого корневого (объединяющего) элемента предлагается понятие свое Дело.
Свое Дело должно представлять для каждого человека нечто конкретное, но и, не
описывая его конкретно, можно указать на некоторые общие для всех принципы.
Именно это я планирую описать в следующих публикациях.
Задача Школы своего Дела помочь каждому построить систему понятий (мировоззрение)
в виде новогодней елки. Ствол, большие ветки, отходящие от ствола, ветки поменьше,
затем иголочки. Иголочки это и есть конкретные вопросы, конкретные специальные
знания. Но прежде чем начинать собирать иголки, нужно построить структуру Вашего
Дела и Вашего бизнеса.
Каждый, кто собрался выйти на рынок, решает две внутренние проблемы.
- Что производить?
- А хорошее ли это дело продавать, рекламировать, продвигать свой товар?
Ответ на первый вопрос мы с Вами разобрали выше.
Найдите свое Дело и делайте его настолько хорошо, настолько качественно, насколько
можете. Станьте мастером в своем Деле.
Ответ на второй вопрос великолепно дает Ошо. Ошо один из моих любимых авторов
и я буквально несколько дней назад с удивлением обнаружил ответ на второй вопрос.
Посмотрите насколько практичен, прагматичен человек, который, казалось бы, не
живет в том мире, в котором живем мы. Давно решил те проблемы, которые все еще
решаем мы.
Отрывок из книги Ошо "Йога. Альфа и омега".
Вопрос:
Запад, кажется, страдает от изобилия, даже в духовном смысле. Здесь так много
различных развлечений, это все равно, что пытаться решить, какой сорт хлеба
самый лучший, когда для выбора у Вас есть сотни сортов. Как мы можем рассказать
о Вас западу, чтобы Вы не показались еще одной пачкой кукурузных хлопьев на
рынке?
Мир это рынок, и нет ничего плохого в том, чтобы находиться на рынке. Почему
вы так не любите рынок? Рынок прекрасен! Вы можете отправиться в горы для того,
чтобы отдохнуть, но в конце концов вам придется вернуться обратно на рынок.
Рынок это реальность.
Первое не чувствуйте враждебности по отношению к рынку. Весь мир это рынок.
Враждебность это не хорошо. И что плохого в том, чтобы быть пачкой кукурузных
хлопьев? Кукурузные хлопья это прекрасно. Нет ничего плохого в том, чтобы быть
пачкой кукурузных хлопьев на рынке. Поэтому не бойтесь рынка. Рынок всегда здесь
был и всегда будет. А на рынке продается все. Плохие вещи также будут проданы;
никто не может помешать этому. Но из-за плохих вещей люди, у которых есть что-то
хорошее, чтобы продать это на рынке, начинают бояться. Они всегда начинают бояться
и думают: как выставить такую вещь на рынок, где продается все, что есть плохого?
Но в любом случае это не сработает. Скорее, наоборот, Вы поможете продаться
плохим вещам.
В экономике есть закон, который гласит, что фальшивые монеты вытесняют настоящие
из обращения. Если у Вас есть фальшивые монеты и подлинные монеты, человечек
склонен к тому, чтобы первым делом пустить в обращение фальшивые монеты. Вы
хотите избавиться от них; придержите подлинные монеты в своем кармане, и пустите
фальшивые монеты на рынок. Вот почему так много фальшивых монет находится в
обращении. А когда Вы приносите подлинные монеты на рынок, сама подлинность
работает.
Просто посмотрите, даже если фальшивые вещи продаются, то почему бы не настоящие?
Но люди, у которых есть настоящие вещи, всегда боятся необязательно возникающих
проблем. Многие люди, которых я знаю, боятся даже рассказать людям обо мне.
Они думают: Когда придет подходящий момент. Тогда Кто знает, когда он придет?
Они думают: Как я могу рассказать? У меня еще нет достаточного опыта. Они думают,
что если вы говорите обо мне, это становится похожим на еще одну рекламу. Если
вы выступаете на телевидении или на радио, или пишете статью в газете, это выглядит
так, как будто вы что-то продаете. Это кажется дешевкой.
Но люди, которые продают плохие и ненастоящие вещи не боятся этого, они не
беспокоятся. Их не заботит даже то, есть ли кукурузные хлопья в коробке или
нет. Они просто продают красивые коробки, но пустые. Они не боятся.
Вот как плохие люди вытесняют хороших из обращения. Они не беспокоятся о том,
что что-то является дешевкой; они просто громко кричат. И, конечно, когда кто-то
громко кричит, люди слышат. Когда кто-то кричит так громко и с такой уверенностью,
люди попадаются.
Не бойтесь. Просто потому, что Вы боитесь, вы не можете убрать плохие вещи
с рынка. Единственный способ убрать их, это принести правильные вещи. И если
у Вас есть хорошие вещи, тогда кричите с крыш. Не беспокойтесь; кричите настолько
громко, насколько можете.
Это единственный способ, которым вещи попадают в мир.
Иисус сказал своим ученикам: Идите в самые отдаленные уголки земли. Обращайте
людей и кричите с крыш, чтобы каждый мог слышать вас. Тогда каждый может прийти
к знанию того, что есть истина.
Будда сказал своим ученикам: Идите, и не останавливайтесь надолго в одном месте,
потому что земля большая. Слова Будды таковы: Чараивети, чараивети продолжайте,
продолжайте. Многие все еще здесь, чтобы слышать слова. Не останавливайтесь,
не отдыхайте, чараивети, чараивети! Постоянно идите вперед, продолжайте, потому
что вся земля ждет послания.
Не бойтесь. Если Вы чувствуете, что у Вас для людей есть хорошие кукурузные
хлопья, идите на рынок. Не сомневайтесь, наберитесь храбрости. Потому что, если
просто коробки были проданы, то когда в Ваших коробках есть кукурузные хлопья,
это единственный способ, которым можно изъять эти пустые коробки из обращения.
Другого способа нет. В этом нет ничего плохого. Рынок это просто свободная конкуренция
всего. У Вас есть столько же шансов выиграть, как и у всех остальных.
Эта проблема всегда беспокоит людей, у которых что-то есть; они всегда сомневаются.
Они сомневаются потому что, может быть, если они скажут что-то, люди могут отвергнуть
их. Кто знает? И хорошие люди всегда сомневаются; Плохие люди всегда догматичны,
упрямы.
Вот почему мир по большей части завоеван плохими людьми, а хорошие люди всегда
стоят в стороне от рынка, думая: Что следует делать, и чего не следует делать?
В то время, пока они решают, весь рынок наполняется подделками. На западе, в
частности, это так, потому что теперь на западе контакт человека с человеком
стал невозможным. Вы должны использовать все средства коммуникации. Во времена
Будды это было совершенно по-другому. Будда должен был идти и встречаться с
людьми лицом к лицу. Не было ни газет, ни радио, ни телевидения. Но теперь,
встретится с человеком лично невозможно, особенно на западе, до тех пор, пока
вы не воспользуетесь mass-media.
Вы должны быть смелыми. Идите и используйте все средства, которые сейчас доступны.
Вы не можете делать это как Будда, вы не можете делать это как Иисус: эти дни
остались в прошлом. Если Вы будете продолжать делать это так, как делал он,
тогда для того, чтобы распространить новость, потребуется миллион лет. В то
время, когда новость достигнет людей, все будет уже мертвым. Поэтому, пока кукурузные
хлопья свежи, спешите, достигните людей.