Алексей Романенко
Журнал Результат
Это странный вопрос, но последнее время мне его очень часто задают. Странный
потому что я уверен, на него исчерпывающе может ответить только человек его
задающий. Ну откуда кто-либо может знать, как найти человеку то, что есть ЕГО
Дело? Ведь своё Дело, это то что идёт изнутри человека, из самого его сердца
и внутреннего желания действий… Чуть ли не из самого бессознательного. А поди,
попробуй разобраться в бессознательных порывах другого человека, когда в своих-то
не силён…
Однако не опускать же руки задающему вопрос и не отворачиваться же тому, кто
его слышит. Здесь я постараюсь изложить тот метод и мировоззренческий подход,
который помог определиться со своим Делом мне и моим знакомым.
Итак, возьмите чистый лист бумаги, карандаш и замрите на время, закатив, внутренним
взором глаза к себе в душу.
Задача номер один как следует, покопавшись в собственных ощущениях
от жизни определить и записать все те действия, совершение которых приносит
Вам моральное удовлетворение и исполнение чувством творческого азарта.
Обратить внимание на:
Первое.
Действия должны положительно восприниматься не только сиюминутно, но и вчера,
завтра, послезавтра и т.д.
Пример: Мне очень нравится иногда удивлять свою семью приготовленным мною
каким-нибудь экзотическим блюдом. Казалось бы, и удовлетворение испытываю,
и азарт во время процесса присутствует. Однако, далеко не всегда мне нравится
готовить. Порой просто не выносимо оттого, что приходится это делать. Вчера
нравится, сегодня нет… Следовательно, в свой список любимых дел я приготовление
пищи не внесу.
Второе.
То самое чувство творческого азарта не должно иметь ничего общего с азартными
играми. Оно выражает ваше активное желание СДЕЛАТЬ что-либо сегодня лучше или
больше, чем вчера. Но именно СДЕЛАТЬ, а не получить. Поэтому я и называю этот
азарт творческим, а не игровым. Своё Дело не рулетка. Здесь ты делаешь и творишь,
а там ты получаешь…, порой и по рукам.
Третье.
Запишите туда даже те действия, которые, по общепринятому понятию не являются
хорошими.
Главное, то, что вы уже подумали об этом. А своё отношение к любому действию
всегда можно изменить или интерпретировать иначе (то, что русскому хорошо
немцу смерть).
Пример: Допустим, я всегда испытывал странное чувство удовлетворения от разрушения
снеговиков, построенных людьми в ночь снегопада. Выглянешь утром в окно, а там
стоят, красивые такие, аккуратные снеговики. Иногда мне удается себя удержать
от соблазна, а иногда и нет. Одеваясь, выхожу на улицу и с упоением начинаю
крушить снежные фигуры. Ни чего не поделаешь, это игры бессознательного и, причём,
не у меня одного. А ведь эту энергию можно направить в положительное русло,
посмотрев на вещи с другой точки зрения и создать на этой базе своё Дело. Но
уже точно не по разрушению чужих снеговиков…
Пример возможного списка. Мне нравится:
- Рисовать пейзажи;
- Кататься на горных лыжах;
- Писать фантастические рассказы;
- Делать своими руками домашнюю мебель;
- …
Вряд ли в этом списке наберётся свыше пяти ваших любимых дел. Если намного
больше, то вы сами с собой не искренни.
Далее.
Задача номер два провести над каждым из пунктов списка два умозрительных
математических действия. Вывести первообразную и производную от каждого из дел.
Причём эти действия не должны приводить вас к единственным результатам. И производных
и первообразных можно найти, подобрать, вычислить несколько. Всё зависит от
выбираемых точек зрения на объект.
Здесь необходимо применить системный подход.
Используя прошлое, настоящее и будущее разложить каждое действие, являющееся,
по сути, процессом на составляющие элементы, связи между ними и элементарные
операции, совершаемые с их использованием. Это первое.
Второе, каждое из выбранных вами действий (в списке) необходимо представить
как часть какой-либо более крупной системы (надсистемы).
На первый взгляд это может выглядеть сложным, но всё куда проще, чем кажется.
Для примера в несколько упрощённой форме разберёмся с одним любимым делом
"Рисовать пейзажи".
Шаг 1 выведение первообразных..
прежде, чем написать пейзаж, надо провести:
- Поиск пейзажа и его выбор;
- Поиск и подбор кистей;
- Поиск и подбор красок и холста;
- … и другое.
Но поиск и подбор имеют мало общего с творческим процессом. Здесь мы не творим,
а выбираем из плодов чужого творчества. Поэтому, для того чтобы не ступить в
сторону от задачи найти своё Дело необходимо нетворческие процессы перевести
в разряд творческих. А именно, поиск и выбор пейзажа заменить созданием пейзажа,
поиск и подбор кистей заменить созданием кистей, а поиск и подбор холста заменить
созданием этого же холста.
После этого выберите один, два момента наиболее подходящих вам по душе. Только
не думайте сейчас о том, как вы можете это сделать. Просто оставьте то, что
в принципе может быть для вас интересным занятием.
Шаг 2 выведение производных.
К чему может привести процесс рисования пейзажей?
- К появлению серии картин с изображением разных пейзажей;
- К тому, что вы будете знать ВСЕ красивые и примечательные места в окрестностях и не только;
- К тому, что вы будете знать, ИЗ ЧЕГО складывается природная красота, ибо, рисуя, вы замечаете каждую деталь пейзажа и знаете её место в общей картине;
- … и другое.
Пусть здесь вас не смущает, что появление одного не возможно без появления другого.
Важно, прежде всего, осознать, что результат вашего труда может быть не единственным.
После составления наиболее подробного списка возможных производных результатов
вашего любимого дела оставьте в нём только те, которые на уровне интуиции воспринимаются
вами как достойные вашего труда. Не страшно, если вдруг вам покажется, что вы
замахнулись на слишком глобальные материи. Пишите то, что, как вы чувствуете
сейчас и на данный момент, вам близко.
Шаг 3 определение надсистем.
Написание пейзажа может являться лишь составной частью каких-либо других, более
сложных и крупных процессов, которые угодны вашей душе.
Так, возможно вы пишете свои картины не просто ради самого процесса написания,
а с целью передачи внешнему миру (зрителям) своего индивидуального видения картины
мира. У процесса же передачи собственного видения тоже в свою очередь есть цель
убедить других перенять ваше мировоззрение. Опять же у процесса убеждения
тоже должна быть цель, возможно вы тем самым создаёте вокруг себя общество людей,
разделяющих ваши взгляды на мир для того чтобы… А для чего именно, это можете
знать только вы.
Возможно написание картин, есть на самом деле процесс поиска идеального пейзажа,
который бы отражал всю полноту природной красоты Мира. И вы твёрдо верите, что
когда найдёте этот идеальный пейзаж, то вы сможете написать идеальную картину,
несущую в себе саму суть Красоты. И сможете написать её уже не какой-то обычной,
а "волшебной" техникой, которая откроется вам с течением времени и
обретением большого опыта.
А может быть, все картины вы пишите, для того чтобы навечно запечатлеть те
уголки природы, которые по вашему разумению непременно могут исчезнуть с лица
Земли вследствие разрушительной деятельности человечества. Вы пишите свои картины
и раздаёте их людям, чтобы они видели, какую красоту могут уничтожить. Чтобы
они, увидев, задумались и остановились в своём разрушительном движении по планете.
Многое может открыться во время поиска надсистемных процессов по отношению
к вашим любимым занятиям. По сути дела эти поиски могут привести вас к вопросу
о смысле вашей жизни на Земле и, в свою очередь, могут помочь вам найти на него
ответ.
Результатом этого, третьего шага должны быть не более трёх выбранных вами надсистем.
Задача номер три выбор стратегической линии.
После того, как вы изложили на листе бумаги результаты всех своих поисковых
работ, постарайтесь воспринять всю картину в целом. Для этого проведите соединительные
линии от первообразных через ваше любимое дело к производным и каждую из получившихся
групп процессов запишите под выведенными вами надсистемными процессами.
В нашем примере это может выглядеть так:
Надсистема 1 сохранение окружающей природы:
- группа 1.1.- создание пейзажа + написание картины + серия или целая экспозиция
картин;
- группа 1.2. создание холста + написание картины + знание о том ИЗ ЧЕГО
складывается природная красота;
- …
Надсистема 2 создание вокруг себя общества единомышленников, разделяющих
ваше мировоззрение:
- группа 2.1. создание пейзажа + написание картины + серия или целая экспозиция
картин;
- группа 2.2. создание холста + написание картины + знание о том ИЗ ЧЕГО
складывается природная красота;
- …
После того, как вы проведёте группировку, приведя знания в систему вам необходимо
представить каждый из элементов в виде конкретного творческого дела или того,
что можно на его основе сделать.
Например:
- Создание пейзажа может быть как высадкой растений, так и вырубкой оных;
- Создание холста может быть как изготовлением бумаги, так и полировкой и покрытием защитным слоем листа металла.
- Появление серии ваших картин может быть как основой для проведения выставок в разных музеях, так и поводом для начала собирания большой коллекции картин схожей тематики разных художников.
Здесь опять таки стоит попытаться учесть все возможные варианты, а затем оставить
те, которые интуитивно вы выберете как подходящие вам.
Далее, из полученной системы выбираете ту стратегическую линию, которая вам
кажется наиболее приемлемой для получения вами морального удовлетворения.
Однако, необходимо помнить, что выбираемая вами линия должна в числе результатов
труда иметь и пользу для окружающего мира. Ваше дело должно быть полезно для
окружающих.
Так как, только отдавая во внешний мир добро, вы узнаете, что и мир добр по
отношению к вам, помогает прямо и косвенно.
Всё что останется сделать, так это подобрать пути коммерциализации вашего Дела,
варианты извлечения прибыли…
Мой друг, однажды прошёл по тому пути, который я описал выше и нашёл своё Дело.
Пять лет назад он закончил журналистский факультет одного из Владивостокских
ВУЗов.
А сейчас он сам создаёт ландшафты людям на заказ. Пишет картины красками, изготавливает
деревянную скульптуру…
Дарит, а желающим продаёт, свои творения и имеет много друзей и единомышленников,
разделяющих его мировоззрение, которые помогают ему на его пути творения красоты
и передачи знания о ней другим людям. Он с друзьями ездит по всей стране с выставками
работ. Он нашёл себя в этой жизни и имеет все, о чём желает.
Желаю и вам найти своё Дело.