Родился Человек. Мы глубоко убеждены, что каждый человек потенциально талантлив! Однако современная наука не может предсказать, кем он станет, когда вырастет. Писателем? Поэтом? Художником? Ученым? Поэтому маленький человечек представляется родителям и ближнему окружению в виде этакого "пушистого множества" (FUZZY SET - англ.), где каждый лучик - потенциальная возможность творчества.
Родители и ближнее окружение создают вокруг ребенка специальную "тепличную" атмосферу. Он все время, день и ночь, окружен теплом и заботой, вниманием и любовью. Каждый прожитый миг для него - творчество. Родители методом проб и ошибок пытаются нащупать самый главный "лучик" своего ребенка, лучик, который осветил бы ему всю его будущую жизнь. Они покупают карандаши и краски. А вдруг он - будущий великий художник? Покупают и читают книги. А вдруг он - будущий поэт? Покупают музыкальные игрушки и инструменты. А вдруг он - будущий музыкант?
Проходит время. Ребенок подрос, и его отдают в детский сад. Ситуация с творчеством в его жизни резко меняется. Теперь на одного или двух воспитателей в детском саду приходится 10-20 ребятишек. Воспитатели чисто физически не могут уделять каждому ребенку столько времени, сколько ему уделяли в семье. Воспитательный процесс становится на поток. Поэтому воспитателям удобнее, если все дети будут примерно одинаковыми, излишняя "пушистость" не поощряется, она мешает. Поэтому особо "пушистых" подстригают… Общими Программами обучения и воспитания, общими методичками для воспитателей и преподавателей, общими рекомендациями для родителей. Несомненным достоинством этого этапа является включение ребенка в групповую работу, первые шаги к его социализации. Однако расплата за это часто велика - потеря индивидуальности ребенка.
Через несколько лет ребенок приходит в школу. Еще один резкий переход, еще бОльшие ограничения на творчество и проявления индивидуальности растущего Человека. Теперь на одного преподавателя - 30, а то и 40 детей. О каком индивидуальном подходе можно говорить? Воспитательный процесс ужесточается. "Удельное время" преподавателя на каждого ребенка чисто физически еще более сокращается и составляет всего несколько минут в день. Чтобы в такой ситуации увидеть творческий "лучик" ребенка нужен, наверное, особый педагогический дар. Или технология выявления творческих возможностей человека.
Прошли годы. Ребенок окончил школу и поступил в ВУЗ. Теперь потоку из 200 человек читает лекции профессор. Один. На 200 Человек. Тут уже происходит полное обезличивание.
Но и это - не самый худший вариант. Бывает еще и армия. Где у одного офицера - сотни и десятки сотен, тысячи подчиненных солдат. Подстриженных "под ноль" и одетых в одинаковую форму. Внешне почти неразличимых… А кого интересует их внутренний мир? Их творческие "лучики"? Государственной военной машине не нужны творцы - ей нужны молодые специалисты - исполнители, "винтики" или "пушечное мясо".
Самое страшное, что точно такие же "винтики" нужны и всей государственной машине в целом! И не только в России, как это ни покажется странным и удивительным…
Этот механизм оболванивания и "винтикизации" представляется нам достаточно жестоким и универсальным.